Рыбинский аэроклуб закрыл очередной летный сезон. Рядовое вроде событие. Но не просто поставлены на прикол «Аннушки» и «Яки», «тэшка» и «леший»… Одни – до майской погоды, другие – ненадолго, до тех пор, когда вымостит зима взлетную полосу. В этот день собираются летчики, техники, механики, диспетчеры и другие служители неба, чтобы подытожить сезон. Похлопать приятеля по плечу: а помнишь?...
На этот раз дорогим гостем на Южном аэродроме стал Николай Иванович Томшаков, бывший начальник Рыбинского аэроклуба, военный летчик, майор в отставке. 7 ноября он отметил свое восьмидесятилетие! Что подарить летчику? Конечно, небо.
Едва ветеран вышел из автомобиля, его взяли в оборот:
– Николай Иваныч, хотим показать Вам новую машину!
– Не-е-т, ребята, я уж двадцать лет не летал…
– Николай Иваныч, соглашайся!
Согласился! В четырехместном салоне Як-18Т – как в иномарке. Евгений Самсонов поколдовал над приборной доской, прозвучала команда «От винта!», и взревел мотор, поднимая крыло над полями, дорогами, городскими кварталами…
О чем думал старый летчик, о чем напомнили ему переговоры в наушниках, голубая туманная дымка под крылом?.. В небе – тридцать лет.
– Не ценили мы тогда молодость, казалось, что она вечна. А вж-жик – и нет ее!.. Ой, вроде и диван этот так и был тут! – ахнул старый летчик, забравшись на второй этаж командного диспетчерского пункта.
Никто и не помнит, сколько лет этому вечному атрибуту аэроклуба. Но поставлен сюда еще до войны – факт! А вот и кресло историческое с Ли-2. В любительской авиа ции этот самолет был восстановлен, но в 2002 году упал в Мячково…
Слово за слово – речь пошла о судьбе российской авиации да и самого Рыбинского аэроклуба.
– Я абсолютно уверен, все возродится. Другая экономика, политическая система… Все наладится! И я не тревожусь за будущее страны, – не унимался Николай Иванович.
– Но как? Летчиков уже нет молодых, машины разваливаются… – парировал Виктор Веселов, его ученик, нынешний начальник аэроклуба, который во времена Томшакова работал инструктором.
– Вы видели два самолета Як-52 – это самые годные к эксплуатации в России «Яки», больше ни у кого нет таких, самые лучшие – у нас в Рыбинске, – вступил в разговор летчик Женя Самсонов. – Кто их отремонтировал? Частники! И ни один государственный деятель не дал денег…
– Оживление пойдет, когда мы будем работать как частники. Брать кредиты, летать, учить молодые кадры, – подхватил Веселов.